Нравственно-патриотическое воспитание подразумевает привитие патриотических качеств молодому поколению. И если речь идет о развитии системы воспитания на государственном уровне, это значит, что само понятие «патриотизм» должно иметь четкое научное определение, как если бы патриотизм являлся строгой физической величиной. Однако патриотизм является лишь определенным умонастроением в мотивации индивидуума к действию, что принадлежит к области субъективного восприятия реальности. Тем не менее, перед нами стоит задача максимально вывести «патриотизм» на уровень объективного понимания с возможностью детального изучения природы этого психосоциального явления.
Таким образом, для того, чтобы дать наиболее точное и адекватное определение патриотизму, а в дальнейшем приложить это понимание к нравственно-патриотическому воспитанию на государственном уровне, нам необходимо рассмотреть трансформацию данного понятия в рамках историко-хронологических событий, связанных с глобальными изменениями в мироустройстве – экономике, политике, социальном строе. Изменения принципиального характера коснулись самой социальной системы и ее ценностных параметров, отношению человека к религии и даже особенностей восприятия мира в связи с ростом технологий и научной образованности.
Многие факторы оказали и продолжают оказывать свое влияние на отношение человека к ценностным параметрам, без которых немыслимо социальное общество. Поэтому, для точного понимания предмета, находящемуся под постоянным воздействием ситуационных и временных явлений, мы рассмотрим исторические тенденции трансформации понятия «патриотизм» в российской истории.
Аналитическими исследованиями социально-политических явлений в России занимались многие видные научные деятели, коснувшиеся в свою очередь и темы патриотизма:
- философы Бердяев Н.А., Ильин И.А., Корсавин Л.П., Чернышевский Н.Г., Плеханов Г.В.,
- психологи Котов И.Б., Рубинштейн С.Л., Сикорский И.А.,
- педагоги Болотин Л.Р., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А.,
- писатели Карамзин Н.М., Салтыков-Щедрин М.Е., Некрасов Н.А., Тургенев И.С., Белинский В.Г., Добролюбов Н.А., Островский Н.А., Толстой А.Н., Чернышевский Н.Г., Шолохов М.А.
Понятие патриотизма в царской России
В национальном сознании русского человека слово «патриотизм» как правило, было связано традиционной культурой православного христианства. Христианин смолоду воспитывался в духе самоотречения и жертвенности, он был готов в любой момент отказаться от собственных удобств и желаний во имя страны, в которой родился и вырос. Общественные и государственные деятели тех времен не только проповедовали своим творчеством, но и являли личный пример «положить жизнь за Отечество»: Карамзин Н.М., Тургенев А.И., Глинка С.Н.. Это умонастроение тесно увязано с евангельскими истинами, например от Иоанна 15.13 «Нет большей любви, чем положить душу за други своя».
Патриотизм русской армии питали мощные силы православия. Русская Православная Церковь имеет вековые традиции патриотического воспитания. Идеологическую основу патриотического воспитания россиян, армии составляли идеи православия, самодержавия, народности, воплощенные в призыве «За Веру, Царя и Отечество!». Патриотизм русских воинов зиждился на их сознании, на убеждениях, а не вносился в их умы насильственно. Русские полководцы и военачальники видели силу русского солдата в его душе, сердце и использовали различные средства, формы, методы патриотического воспитания, главными из которых были — забота о солдате и личный пример офицера.
Патриотизм почитали как высшую из всех добродетелей еще во времена Петра I. По факту патриотизм – любовь к народу и родине – становится идеологией государства Российского. Главные ценности того времени отражаются в словах «Бог, Царь и Отечество». Солдат российской армии служил самоотверженно не во имя собственной чести или даже императора, но во имя Отечества, что предписывала ему его религия и нравственное воспитание. Петру I принадлежат знаменитые слова, произнесенные им накануне Полтавской битвы, считается, что именно эта пламенная речь во многом определила ход событий в этой победоносной для русской армии схватке. «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, — обратился Петр I к воинам перед Полтавской битвой, — И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего...» (17) Царь Петр, будучи образованным человеком и дальновидным стратегом, отчетливо понимал всю важность патриотического настроя в рядах своей армии. По этой причине патриотичное отношение к службе в армии было отражено в «Уставе воинском» от 1716 года, в ряде российских законов того времени, в том числе написанных лично государем-императором постановлениях, таких как «Учреждение к бою» и «Воинский артикул».
Проявление патриотизма в Российской Империи было связано не только с воинской службой, но также имело и гражданский характер. Достаточно широко был распространен гражданский патриотизм, он носил осознанный характер и никак не был связан с ксенофобией, антисемитизмом или проявлениями примитивного национализма. Розанов В.В. – великий русский философ очень емко высказался по поводу «сознательного патриотизма», проявляемого русским народом: «Счастливую и великую родину – любить не велика вещь. Мы должны ее любить, именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. Именно, именно когда наша мать пьяна, лежит и вся запуталась в грехе, – мы и не должны отходить от нее». (18)
Понятие патриотизма в советской России
Октябрьская Революция в России внесла принципиальные изменения в сознание общества, кардинально изменив национальную идеологию. В короткие сроки страна фактически с нулевого уровня развила собственную индустрию, религиозная идеология была запрещена, а власти молодой Советской России занялись образованием и просвещением темных народных масс. Система ценностей некоторое время носила размытый характер, как это обычно бывает во времена сильных политических потрясений. Для назидания новой классовой пролетарской идеологии была создана колоссальная индустрия идеологической пропаганды.
«До 1930-х гг. термин “патриотизм” практически не находит отображения в научных кругах советского общества, считается архетипом и «отголоском самодержавия». И впоследствии, следуя марксистской идее отказа от традиционного патриотизма, советская наука фактически игнорировала объективное существование патриотизма во всех классово неоднородных обществах, положительно оценивала лишь «социалистический патриотизм». (19)
«Государство изменило название, политическое управление, идеологию, но изменилась ли душа народа? Что есть народ как государство и что есть народ в не зависимости от того, кто и как им управляет? Каково предназначение русского народа в семье народов планеты, какова его роль в мировой истории и в духовной жизни человечества?» (20)
По причине возникновения новых классовых, политических и идеологических изменений в послереволюционное время прежнее понятие Отечества, ассоциировавшееся в народном сознании в первую очередь с религией и царем, теперь имело отождествление с социалистической родиной, то есть с советской государственной и общественной системой. Ленин В.И. лично приложил много усилий в работе над созданием новой идеологической платформы. Тем не менее, не смотря на всю новизну коммунистических идей, он, будучи разумным человеком, так или иначе, опирается на классические представления о патриотизме: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств». (21) В своей статье «О национальной гордости великороссов» Ленин В.И., таким образом, характеризует новый пролетарский патриотизм: «Чуждо ли нам, сознательным великорусским пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык, свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (то есть 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов…». (22)
Во время Великой Отечественной войны советский народ и Советская Армия показали всему миру беспрецедентный пример высочайшего проявления патриотизма, который объединил воедино все социальные группы, людей разных профессий, разных национальностей и религиозных взглядов, тех, кто сражался на фронте, и тех, кто совершал трудовой подвиг в тылу. Советские и иностранные политики, философы и историки дали высочайшую оценку этому массовому социальному явлению – военно-гражданскому патриотизму. Именно патриотические проявления самого высокого уровня в Советской Армии и советском социуме в целом и стали причиной эмоционального и психического превосходства над армией фашисткой Германии.
Маршал Советского Союза Жуков Г.К., вспоминая о тяжелых битвах под Москвой, заметил, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг». (23)
Послевоенные годы, годы восстановления народного хозяйства, годы холодной войны, связанные с гонкой вооружений и новых технологий, также были ознаменованы проявлением массового патриотизма, не смотря на то, что отсутствовала конкретная внешняя угроза, как это было во время войны, что спровоцировало идеологическую сплоченность советского народа. В это время патриотизм советских людей носил иной характер и имел иные мотивы. Советский человек осознавал себя как героя-победителя, как спасителя всего остального мира от гитлеровской Германии. Победы, основанные на послевоенном патриотизме советских граждан, имели место во всех отраслях жизни: политике, экономике, науке, культуре, спорте. Начиная от освоения космоса, и заканчивая хоккеем – везде гремели советские имена, везде звучал государственный гимн СССР.
Понятие патриотизма в современной России
Со времен Перестройки и момента развала СССР идеология в России вновь кардинально изменилась. Принимается новая Конституция РФ, в которой статья 13 напрямую запрещает существование в стране какой-либо доминирующей идеологии «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». (24) Такая принципиальная установка дала свободу любым идеологиям, лишив при этом гарантий на существование и защиты идеологии народного и отечественного характера.
По этой причине патриотизм в России стал темой для популярных дискуссий, ведущихся на разных уровнях и в разных кругах. На фоне реформируемой российской государственности в вопросе о патриотизме не стало единого мнения. Политики и общественные деятели тех времен могли позволить себе открытую дискредитацию патриотизма, сравнивая его с проявлениями шовинизма или расизма. Первые попытки навести порядок в вопросе патриотизма проявились с приходом в большую политику Путина В.В. Он призвал к единению российского народа на основе «интеграционного потенциала патриотизма». В начале его политической деятельности в должности Президента Российской Федерации была принята важная Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы» и позднее «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». В известной «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» дается новое, соответствующее политическому моменту и духу времени, определение патриотизма «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите». (25)
«Патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества». (26)
Тем не менее, не смотря на то, что перечисленные выше государственные документы дают достаточно четкое понимание патриотизма и характеризуют его роль в развитии современной российской государственности, в общественном сознании отношение к патриотизму оставалось неоднозначным, что подтверждало поведение и заявления некоторых политических и общественных деятелей. Неадекватная ориентированность в вопросе патриотизма обусловлена новыми трактовками российской истории, которые были озвучены в конце ХХ века. Новая «историческая правда» стала информационным орудием по разрушению российского общества. Она спровоцировала принципиальные изменения в конструкции исторического самосознания российского народа, что повлекло за собой общий культурно-нравственный упадок и отрицательное влияние на патриотические настроения в целом.
Кардинальные политические события в России конца ХХ – начала XXI веков, обозначили крутой поворот в новейшей истории России, им характерны заметные изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах, что касается всего общества и каждого отдельно взятого гражданина. На фоне социально-экономического роста и демократизации общественных отношений резко упала воспитательная роль российской культуры, искусства, системы образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Публицистика тех лет широко и открыто говорила об изоляции советской истории от истории «мирового сообщества» в советскую эпоху, что породило ощущение «потерянного прошлого» и идеологический раскол между разными поколениями россиян, придерживающимися противоположных убеждений. Унижение достоинств советской эпохи, унизило и само отношение к настоящему, к плодам эпохи. В результате было лишено смысла само существование людей, в сознании которых была подорвана вера в их жизненные идеалы и связанные с ними долгосрочные планы. На этом историческом рубеже была разрушена преемственность прошлого, настоящего и будущего, что привело к утрате понимания смысла жизни в сознании миллионов российских граждан. Закономерным итогом процесса разрушения основополагающих жизненных идеалов стало пренебрежительное отношение моральными общественными нормами, к историческому наследию в целом и патриотической идеологии как таковой. Нравственно-патриотическое воспитание молодежи на тот момент в России было сведено к нулю.
Кардинальные перемены в российской политической жизни в конце ХХ – начале XXI веков обозначили крутой поворот в новейшей истории России, им характерны заметные изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах, что касается всего общества и каждого отдельно взятого гражданина. На фоне социально-экономического роста и демократизации общественных отношений резко упала воспитательная роль российской культуры, искусства, системы образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
В течение двух десятков лет на российском гражданском сообществе проводились эксперименты по апробации различных исторических и социальных концепций. Отсутствие сильной политической воли позволило развернуться различным деструктивным политическим и общественным группам, занимавшихся пропагандой порой очень сомнительных ценностей и ценностных концепций. Каковы же последствия для патриотизма в целом и нравственно-патриотического воспитания в результате подобной ситуации? Многие видные ученые, занятые изучением проблем патриотизма, были единодушны во мнении, что даже в начале второго десятилетия XXI века Россия находилась в глубоком кризисе идеологического характера. Отсутствие общенациональной идеологической платформы (а доминирующая в стране идеология запрещена Конституцией РФ 1994 года) привело почти к полному упадку патриотических чувств в обществе. Вот основные признаки этого явления:
- равнодушное отношение к собственной истории;
- отсутствие осознанного понимания прошлого своего народа, а, стало быть, и его настоящего и равнодушие к будущему;
- зависть по отношению к западной цивилизации – ее достижениям социального и экономического плана;
- отсутствие желания исполнения гражданского долга (уплата налогов, служба в армии, создание собственной семьи, продолжение рода и пр.);
- отсутствие желания оставаться в стране с целью изменить жизнь в ней к лучшему.
В итоге имеет место массовый духовно-нравственный упадок, характеризуемый безразличием к общественной жизни и любым призывам руководства страны к каким-либо проявлениям патриотического характера. В результате смещения ценностного акцента в сторону материального потребления, духовные ценности отошли на задний план, либо и вовсе исчезли из сознания подавляющего большинства российских граждан. «Людям стал чужд необходимый баланс между удовлетворением своих духовный, эмоциональных и материальных потребностей, что в обязательном порядке необходимо любому социальному сообществу для качественного функционирования и благополучного развития». (27)
«Примечательно, что в “Краткой философской энциклопедии” 1994 года издания, раздел Патриотизм отсутствует». (28)
Однако политические события последних двух лет, связанные с обостренной ситуацией на Украине и ростом политического противостояния всего западного мира России, в корне изменили общественное настроение в Российской Федерации на всех уровнях. Внешняя агрессивная политика США и стран НАТО вновь, как это было в годы Великой Отечественной войны, сплотило всю российскую общественность вокруг единой национальной идеи. Небывалый рейтинг Президента РФ Путина В.В., небывалый триумф на Олимпиаде-2014 в Сочи, небывалый размах и глубина патриотических чувств в дни празднования 70-летия Великой Победы – все это напрямую указывает на рост патриотических настроений в современной России.
Распоряжение Правительства Российской Федерации «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» на сегодняшний момент самый последний по времени выхода в свет, наиболее значимый по существу и актуальности документ о нравственно-патриотическом воспитании молодежи, основанный на опыте последнего времени, тенденциях во внутренней и внешней политике, учитывающий особенности текущего момента. В самом начале Распоряжения говорится о стратегическом преимуществе тех государств современного мира, которые инвестируют в развитие молодого поколения. Таким образом, в наше сложное и неоднозначное время патриотизм превращается из явления из области чувственного и, стало быть, субъективного восприятия действительности в предмет конкретного научного изучения с целью стать инструментом стратегического влияния во внешней и внутренней политике государства.
___________________________________
- (17) Артамонов В.А., «Несказанная виктория: Сражение при Лесном». 1708 г. М: Молодая гвардия, 2011, с. 154.
- (18) Розанов В.В., «Опавшие листья», М: Философская книга, 2012, с. 84.
- (19) Мирский Р.Я., «Патриотизм советского человека: интернационализм, гражданственность, труд». 1988. М.: Мысль, с. 251.
- (20) Бердяев Н.А., «Судьба России», М: Сов. Писатель, 1990, с. 346.
- (21) Ленин В.И., ПСС, 5-е изд., т. 37, с. 190.
- (22) Ленин В.И., ПСС, 5-е изд., т. 24, с. 211.
- (23) Жуков Г.К., «Воспоминания и размышления», М.: Олма-Пресс, 2013. с. 114.
- (24) Конституций РФ, гл. 1, ст. 13, сайт http://www.constitution.ru
- (25) «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации» – 2003 г. сайт http://government.ru
- (26) Лутовинов В.И., «Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления». Электронный научно-образовательный журнал Studia Humanitatis/ ISSN 2308-8079, 2012, http://st-hum.ru
- (27) Питченко Д.А., статья «Инвестиции в новое поколение», 2013, Социальный проект «Новая Эпоха» http://novaya-epoha.ru
- (28) Мусина В.Е., «Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие», Белгород, ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013, с. 156.