В предыдущей главе мы рассмотрели факторы, влияющие на формирование личности и сложившиеся ситуации вокруг них в современном российском социуме. Далее речь пойдет об основных препятствиях, которые необходимо преодолеть в связи с реализациями планов по нравственно-патриотическому воспитанию молодежи на государственном уровне.
Межнациональная разобщенность. На территории Российской Федерации проживают люди разных национальностей, говорящих на более чем 170 языках, 23 из которых являются официальными государственными в разных субъектах федерации. Если современный молодой человек неважно относится к собственной национальной культуре и традициям, то культура и традиции соседних с ним народов и вовсе остаются вне зоны его интересов. Фестивали народных культур при правильной их организации и подаче средствами массовой информации могли бы сравниться по значимости и эффективности с Олимпиадой-2014.
«Как тип национального сознания патриотизм состоит в том, что его носители признают равное право всех других народов на свободное развитие, национально-культурную самобытность, традиционный для них образ жизни, присущие им ценности, нормы, традиции и не считают возможным навязывать другим свои представления и национальные стереотипы». (38)
«В патриотическом воспитании полнее учитывается фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально-этнических культур. Растет понимание того, что многонациональность нашей страны, разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу общества». (39)
Незнание и непонимание истории. Не только современная молодежь, но и взрослые люди не способны дать целостной оценки историческим событиям в период последних 100 лет. Одни пытаются принять сторону коммунистов и трактовать все события через призму собственного понимания, другие занимают позицию противоположную – сторонников «царского режима», что постоянно приводит к противоборству. Порой даже ученые не готовы трактовать историю в полезном для всех сторон ключе – с точки зрения человека-патриота, с достоинством перенесшего все тяготы и лишения жизни и сохранил при этом свою любовь к родине и Отечеству.
Немаловажной проблемой для формирования адекватной национальной самооценки необходимы достоверные знания о своей древней истории. Вместо этого историческая наука предоставляет нам лишь исторические факты, начиная с момента принятия христианства на Руси. О дохристианской истории молчали не только дореволюционные историки, но их коллеги советского периода. Складывается неблагоприятное впечатление, будто до принятия христианства на Руси не было ни русского народа, ни государства. Малоизвестным фактом также остается то, что на территории современной Российской Федерации издревле бок о бок жили люди разных национальностей. Дружба народов, сотрудничество, общая армия – все это многовековые традиции, характерные для этой географической местности.
Качество патриотического воспитания. Учитывая неудачный опыт воспитания патриотов в советское время, необходимо сделать однозначный вывод, что воспитательной нравственно-патриотической работой на государственном уровне должны заниматься люди, сами явно проявляющие целостность, нравственность и патриотизм не только на словах, но и в жизненном поведении. Патриотизм, как внутреннее сокровенное качество передается и прививается, не столько благодаря нравоучениям или агитации, сколько благодаря личному примеру старшего.
Некачественные приемы нравственно-патриотиче¬ского воспитания. Для разработки концепции по нравственно-патриотическому воспитанию на правительственном уровне привлекаются самые прогрессивные ученые головы. А для реализации концепции в жизни используется весь потенциал политической воли руководства государства. Далее вся ответственность по исполнению той или иной программы ложится на плечи государственных чиновников. Они распределяют задачи на подчиненные им ведомства и т.д. Очень важно, чтобы воплощением планов Правительства РФ по патриотическому воспитанию занимались именно патриоты. К сожалению, очень часто акции по нравственно-патриотическому воспитанию молодежи проходят неинтересно и неэффективно, носят формальный (для галочки) характер, в них принимает участие недостаточное число человек, а участие не оставляет должного впечатления. Формализм никак недопустим в деятельности подобного рода.
Параллельно санкционированным и оплаченным акциям государственной инициативы проходят акции гражданских активистов и общественных организации, чья деятельность полностью соответствует задаче государственного масштаба и характера – нравственно-патриотическому воспитанию молодежи. Удивительно, но пользы от гражданских активистов намного больше, несмотря на то, что они малобюджетны и проводятся на чисто благотворительной основе. Если государственные исполнители с трудом набирают и удерживают небольшие аудитории активных последователей, то «народные воспитатели» становятся народными любимцами и ведут за собой тысячи последователей.
«Вместо государственной поддержки патриотических инициатив, исходящих от общественных активистов, наблюдаются случаи противостояния и даже преследования со стороны исполнительной власти». (40) Налицо пропасть отчуждения между правительственной патриотической инициативой и теми реальными патриотами, которые могли бы реализовать ее в жизни самым наилучшим образом.
Распространение мифов. Так называемое «переписывание истории» - наиболее распространенный и действенный метод в деле идеологического развала российского социального сообщества. Сформированная еще в советские времена общенациональная привычка принимать на веру любую информацию, распространяемую средствами массовой информации, а также через публицистические программы на ТВ и литературу, ввела российскую общественность в противоречивые заблуждения по разным ключевым вопросам исторического характера. Под руководством Министра культуры РФ В.Р. Мединского была отснята серия документальных фильмов с целью развеять ряд устоявшихся в народном сознании мифов о России и о Великой Отечественной войне в частности. Дезинформационные мифы активно внедрялись в сознание масс в период Перестройки и времен дальнейших «демократических преобразований». С одной стороны было полезно убрать информационную зашоренность, но с другой – массово распространялась сомнительного характера информация, подрывающая национальное самоуважение российских граждан. Многие мифы деструктивного характера глубоко сидят в подсознании нации, и любые попытки развенчать их воспринимаются порой надменно и даже агрессивно. Например, один из давних и глубоко засевших в подсознание мифов – миф о том, что пьянство – это неотъемлемое качество русского человека. Или вот более молодой, но не менее закостенелый миф – миф о том, что все чеченцы – террористы. Времена последней войны на Кавказе не оставляли без работы СМИ. Именно тогда и был создан образ бородатого чеченца-врага, который до сих пор никем не развенчан.
На веру воспринимали мы и излагаемую в школе отечественную историю, не ведая, что на протяжении нескольких столетий исторические факты и события переписывались историками по требованию и в угоду правящей власти.
_____________________________________
- (38) Бузский М.П., Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б., «Феномен патриотизма в жизненном пространстве российского общества», Волгоград: ПринТерра, 2011, с. 8.
- (39) Из доклада «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве РФ, 2006, http://www.rosvoencentr-rf.ru
- (40) Черных В.Г., «Трезвая Россия: и один в поле воин», С-П: СПб-пресс, 2011, с. 90.