Настоящим исследованием была достигнута главная цель, которая заключалась в том, чтобы само понятие «патриотизм» как психосоциальное явление вывести из области субъективного восприятия и суждений о нем в область очевидных правил и закономерностей, придав ему статус политологической дисциплины. С целью достижения поставленной цели был решен ряд определенных задач. Был установлен уровень важности нравственно-патриотического воспитания молодежи на государственном уровне на основе законов и актов Правительства Российской Федерации, которые приравнивают задачи по воспитанию молодого поколения к задачам стратегической важности.
На основе заключений и высказываний отечественных деятелей науки и культуры разных времен была определена суть понятия «нравственно-патриотическое воспитание». Патриотизм – это возвышенное чувство любви к Родине и народу, он является синтезом идеологии, чувств, слов и действий, которые нацелены на развитие и укрепление своей страны. Патриотизм – сильная мотивационная составляющая в поведении целостной личности, имеющей здоровую и сбалансированную самооценку на базе общечеловеческих ценностных параметров. Нравственно-патриотическое воспитание должно быть целостным и последовательным.
Также была дана оценка трансформации понятия патриотизма во времени, в связи с чем, были проведены историко-хронологические исследования. Было рассмотрено понятие патриотизма в России в различные исторические периоды: до Октябрьской революции, в советский период, в постсоветский период. В результате изучения было сформировано отчетливое понимание, что в царской России в национальном сознании русского человека слово «патриотизм», как правило, было связано с традиционной культурой православного христианства. Октябрьская Революция внесла принципиальные изменения в сознание общества, теперь понятие патриотизма имело отождествление с социалистической родиной. Со времен Перестройки и момента развала СССР понимание патриотизма становится размытым. Однако было замечено, что политические события последних двух лет, в корне изменили общее настроение российской общественности, сплотив как прежде весь народ вокруг идеи целостности и безопасности страны.
В настоящем исследовании были показаны принципиальные сходства и различия методов нравственно-патриотического воспитания молодежи в разные исторические периоды нашей страны. Выяснилось, что в настоящее время распространенными методами в работе по нравственно-патриотическому воспитанию являются методы, унаследованные от советской системы идеологического воспитания. Однако, в настоящее время используются и самые современный средства и возможности: проведение праздников, фестивалей, различных торжественных мероприятий нравственно-воспитательного характера и нацеленных на повышение уровня патриотического духа в стране. Особую роль в установлении идеологических ценностей играют средства массовой информации.
Одной из важных поставленных задач было выявить основные факторы, влияющие на формирование личности: социальное происхождение, семейные отношения и традиции, народная культура и традиции, качество системы образования, религиозные традиции и воспитание, влияние СМИ, популярная культура (музыка, кинематограф, литература), влияние интернета, экономический уровень и государственная политика.
Не мене значимой была задача выделить противоречия и недостатки в работе по идеологическому и нравственно-патриотическому воспитанию в разные исторические периоды нашей страны, для чего были изучены причины краха советской системы идеологической пропаганды – самой мощной за всю историю страны воспитательной машины государственного уровня. Как результат этого исследования были выделены основные ключевые несовершенства в работе по идеологическому и нравственно-патриотическому воспитанию. Вот три основные причины развала системы нравственно-патриотического воспитания в бывшем Советском Союзе:
- несоответствие носителей идеологии с самой идеологией,
- хронический экономический упадок и низкий уровень жизни,
- формальный характер процесса воспитания молодежи в последние годы существования Советского Союза.
В дальнейшем ходе рассуждений были раскрыты психологическая природа факторов, влияющих на формирование личности:
- социальное происхождение,
- семейные отношения и традиции,
- народная культура и традиции,
- качество системы образования,
- религиозные традиции и воспитание,
- влияние СМИ,
- популярная культура (музыка, кинематограф, литература),
- влияние интернета,
- экономический уровень,
- государственная политика.
Кроме того были раскрыты внутренние причины ключевых несовершенств в работе по нравственно-патриотическому воспитанию, опираясь на результаты практической работы и научных исследований в этой области:
- межнациональная разобщенность,
- разночтение исторических фактов,
- неудовлетворительное качество патриотического воспитания,
- некачественные приемы патриотического воспитания,
- утвердившиеся в сознании масс «исторические мифы».
И в заключение была предложена методика организации нравственно-патриотического воспитания молодежи с учетом ранее изученных влияющих на формирование личности факторов и ключевых несовершенств:
- восстановление семейных традиций,
- восстановление института семьи,
- качественное нравственно-патриотическое воспитание,
- популяризация народной культуры,
- противодействие межнациональной разобщенности,
- противодействие низкосортной культуре
- рекомендации Президента и Правительства РФ СМИ,
- единая трактовка ключевых исторических событий,
- устранение исторических мифов,
- открытое духовное просвещение,
- обязательное соответствие идеологии патриотизма и ее носителей,
- привлечение общественных организаций и гражданских активистов,
- достойный уровень жизни и торжество Закона,
- конституциональная защита национальной идеологии.
В ходе исследований были сформулированы две очень существенные рекомендации:
- Нравственно-патриотическим воспитанием молодежи на государственном уровне должны заниматься патриоты, а сам процесс воспитания должен быть профессиональным на современной научной основе;
- В патриотически воспитанных кадрах в первую очередь нуждаются правительство, государственные учреждения, армия, система образования, органы внутренней и внешней безопасности, организации науки, культуры и спорта, обычные трудовые коллективы.