Книга, которую вы держите в своих руках, является плодом научного изучения состояния нравственно-патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации. Исследования этого предмета проводились в начале 2015 года, здесь представлены их результаты. Предметом изучения стали тенденции к трансформации как самого патриотизма как психосоциального явления, так и методов работы по нравственно-патриотическому воспитанию молодежи на государственном уровне.
В настоящее время вопрос нравственно-патриотического воспитания молодежи поднят лично Президентом Российской Федерации Путиным В.В., в связи с чем по инициативе Правительства РФ были разработаны и приняты ряд ключевых законов и актов, созданы профильные комитеты и ведомства для реализации поставленных задач.
Не смотря на то, что нравственно-патриотическое воспитание уходит корнями в историю российского государства, понятие патриотизма претерпело определенные изменения, а прежние методы воспитания молодежи не способны по-прежнему давать желаемые результаты. Главным препятствием в реализации программы нравственно-патриотического воспитания заключается в отсутствии официальной общенациональной идеологической концепции, что делает деятельность по решению поставленных задач малоэффективной, а результаты временными.
Сложно переоценить актуальность рассматриваемой в этой книге темы, она определяется сложными политическими событиями последних лет и серией законов и актов Правительства Российской Федерации, связанными с ними. Например, в Распоряжении Правительства Российской Федерации № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 ноября 2014 года нравственно-патриотическое воспитание молодежи названо задачей стратегического значения для современного российского государства.
Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы само понятие «патриотизм» как психосоциальное явление вывести из области субъективного восприятия и суждений о нем в область очевидных правил и закономерностей, придав ему статус политологической дисциплины. Для достижения постановленной цели решались следующие конкретные задачи:
- установить уровень важности нравственно-патриотического воспитания молодежи на государственном уровне с учетом законов и актов Правительства Российской Федерации;
- определить суть понятия «нравственно-патриотическое воспитание», дать оценку его трансформации во времени, путем проведения историко-хронологических исследований;
- показать принципиальные сходства и различия методов нравственно-патриотического воспитания молодежи в разные исторические периоды нашей страны;
- выявить основные факторы, влияющие на формирование личности;
- выделить основные ключевые несовершенства в работе по идеологическому и нравственно-патриотическому воспитанию в разные исторические периоды нашей страны;
- раскрыть психологическую природу факторов, влияющих на формирование личности, а также внутренние причины ключевых несовершенств в работе по нравственно-патриотическому воспитанию, опираясь на результаты практической работы и научных исследований в этой области;
- предложить методику организации нравственно-патриотического воспитания молодежи с учетом влияющих на формирование личности факторов и ключевых несовершенств.
Как и подобает серьезной научной работе, настоящее исследование опирается на выборку из книг, статей, личной переписки классиков русской и советской литературы, российских и советских научных деятелей в области истории, педагогики, социологии, видных российских и советских политических деятелей. В работе также использованы выдержки из законов Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации и Конституции Российской Федерации.
Методологической основой исследования является положение о диалектической взаимосвязи сознания и культуры с проявлениями социального и политического плана, эмоционального восприятия с рациональным мышлением. Признание причинно-следственной взаимосвязи между субъективной областью восприятия действительности и областью функциональных взаимодействий в социальной среде позволило положить в основу исследования системный подход к изучению предмета через выявление взаимодействия его элементов, структуры и функций. Авторы данного исследования воспользовались общенаучными методами исследования, находящимися в арсенале классической литературы, журналистики, научной публицистики, педагогики, идеологического воспитания, истории, философии, социологии, личностной и социальной психологии, политологии. В качестве основного общенаучного метода исследования используется гипотетико-дедуктивный метод.
При наблюдении за историко-хронологическими трансформациями патриотического воспитания, используется методика «поиска оптимальной системы воспитания и обучения человека», автором которой является создатель «Государственного общеобразовательного лицея-интерната комплексного формирования личности детей и подростков» профессор, академик РАО, заслуженный учитель России Михаил Петрович Щетинин.(1) Кроме того, здесь использованы современные изыскания в области нравственно-патриотического воспитания организатора проекта «Новая Эпоха», специалиста в области личностной и социальной психологии, общественного деятеля и публициста Питченко Д.А. (2)
______________________________________
(1) Щетинин М.П., «Объять необъятное: Записки педагога». – М.: Педагогика. 1986. с. 176.
(2) Питченко Д.А., статья «О необходимости общенациональной российской идеологической концепции», Социальный проект «Новая Эпоха», 2014, http://novaya-epoha.ru