Для того, чтобы приступить к анализу нравственно-патриотического воспитания молодежи на государственном уровне в настоящее время, необходимо иметь взвешенное представление о причинах краха куда более совершенной и мощной системы нравственно-патриотического воспитания молодежи в бывшем Советском Союзе. Идеологическое воспитание начиналось с самого детства, этим занималась Пионерская организация, а в юношеские годы молодой че¬ловек оказывался под опекой Комсомола. Постоянные фес¬тивали тематической направленности, военно-патриотиче¬ские клубы, студенческие стройотряды, целенаправленная работа СМИ, пропаганда советских ценностей через куль¬туру: литература, кинематограф, музыка, театр – идеологи¬ческим воспитанием занималась целая индустрия патриоти¬ческого воспитания. И, тем не менее, вся эта бурная дея¬тельность вдруг перестала давать нужные результаты, что привело к глобальному краху.
Так называемый «период застоя», имевший место в период правления страной Брежневым Л.И., стал началом постепенного увядания советской идеологии. Если во времена Великой Отечественной войны советский народ проявлял массовый героизм в порыве патриотических чувств, то уже к началу 70-х годов вера в чистоту и непоколебимость социалистических принципов была значительным образом подорвана. Несколько социальных факторов послужили тому причинами.
Во-первых, сменилось поколение «комиссаров» – людей, воспитанных Октябрьской революцией, являвшихся носителями и эталонами коммунистической идеи. На их места пришли их преемники, воспитанные не на фронтах и ударных комсомольских стройках, а уже в уютных партийных кабинетах. Если первые в свое время добровольно приняли в качестве нравственной модели морально-этический кодекс строителя коммунизма, то вторым пришлось согласиться с его принятием от безысходности, так как иной альтернативы в Советском Союзе не существовало. «Новые комиссары» – политработники уже не обладали такой же целостной верой в провозглашаемые идеалы, как их предшественники, а это означало, что советская государственная идеология оказалась в руках сомневающихся в ней людей. Внешне им приходилось «следовать этикету» строителя коммунизма, но внутри все больше возникало сомнений и противоречий. Постепенно несоответствия носителей идеологии с самой идеологией вышли за рамки личностей и проявили себя в кругах приватного общения – в кулуарах, на «домашних кухнях». Любая нестандартная или экстремальная ситуация могла проявить фактическую пропасть этого идеологического несоответствия. Со временем это невозможно стало скрывать, поэтому вера народных масс в светлое коммунистическое будущее начинала колебаться. Патриотический дух советского человека все еще был силен даже в 80-х годах ХХ столетия, но это уже был не тот патриотизм. Сомнения, вызванные поведением и политикой правительства, низким экономическим уровнем, и идеологическим воспитанием, ставшим к тому времени совершенно формальным и бесполезным, породили массовое увлечение западным образом жизни.
Во-вторых, стремительный экономический рост США и стран Западной Европы на фоне экономического застоя в СССР, этот факт было невозможно скрыть от советских граждан, не смотря на то, что вся страна в то время буквально была огорожена железным занавесом, изолирована в первую очередь от подрывной пропагандистской деятельности западных средств массовой информации. Современные ученые, изучающие проблемы нравственно-патриотического воспитания, сходятся во мнении, что качество патриотизма напрямую зависит от баланса между духовно-нравственным и материальным. То есть, «экономическое развитие не должно оставаться долгое время чем-то абстрактным и недостижимым. Например, в послевоенные годы советский народ проявил массовый патриотизм на «фронтах» восстановления народного хозяйства – результат не заставил себя ждать, страна была восстановлена за несколько лет, в короткие сроки была решена проблема продовольствия. Однако во времена правления Брежнева Л.И. советский народ жил в состоянии острого дефицита товаров и услуг». (30)
В-третьих, нравственно-патриотическое воспитание стало носить совершенно формальный характер. Воспитатели уже не обладали должной целостностью, как об этом говорилось выше, а воспитанники были уже не тем доверчивым материалом, как их предшественники. В юном возрасте, когда разум готов к первым опытам анализа, молодежь пытается оценить поведение старшего поколения, находит массу противоречий, что приводит к серьезной разочарованности и депрессии. Если первые поколения советской молодежи были воспитаны на горячих идеях новой жизни и осколках религиозной культуры, то новые поколения выросли абсолютными атеистами на авторитетной научной основе. В сердцах новых поколений не находилось даже нескольких весомых аргументов для того, чтобы замотивировать себя на превращение своей жизни в подвиг.
«С середины 70-ых годов ХХ века, в изданиях Словаря Ожегова “готовность к любым жертвам и подвигам” исчезает из определения понятия патриотизма». (31)
Таким образом, к началу 90-х годов ХХ века в Советском Союзе были сформированы все необходимые факторы для того, чтобы его разрушить на уровне идеологического противостояния, без проявления какой-либо внешней агрессии.
___________________________________
- (30) Лутовинов В.И., «Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления». Электронный научно-образовательный журнал Studia Humanitatis/ ISSN 2308-8079, 2012, http://st-hum.ru
- (31) Иваницкая Е.П., «Патриотические разночтения», изд. «Русь», 2003, с. 54.