Проведение научных наблюдений за проявлением патриотических настроений в современном российском социуме позволили сделать ряд важных и полезных заключений. Например, на формирование уровня и качество патриотизма, проявляемого разными личностями, повлияли следующие факторы: социальное происхождение, семейные отношения и традиции, народная культура и традиции, качество системы образования, религиозные традиции и воспитание, влияние СМИ, популярная культура (музыка, кинематограф, литература), влияние интернета, экономический уровень и государственная политика. Ниже разберем детально каждый из этих факторов.
Социальное происхождение. «Патриотизм, как проявление определенных благоприятных качеств характера, с точки зрения генетики ничем не отличается от любых других качеств и навыков, передающихся по наследству – например, врожденная склонность к пению или врожденные лидерские качества». У людей, проявляющих качества патриотов, гораздо больше шансов на рождение в их семье ребенка-патриота. Безусловно, многое зависит от воспитания, но потенциальный от рождения патриот становится еще более плодотворной почвой для патриотического воспитания.
Семейные традиции и отношения. Фундаментом для патриотического воспитания является связь поколений. Замечено, что «поколение дедов» оказывает на «поколение внуков» куда более эффективное воздействие в воспитании, чем даже «поколение отцов». Возможно, это утверждение покажется парадоксальным, но факты говорят за себя. Например, уровень патриотизма народов Кавказа, где очень сильны семейные традиции, а уважительное отношение к старикам поставлено в положение обязательной нравственной нормы, гораздо выше, чем в остальной части России, где семейные традиции в настоящее время почти развалились. Старшие родственники олицетворяют в глазах юноши историю народа, его традиции, мудрость и величие. Простое степенное присутствие «бабушек и дедушек» в воспитательном процессе молодежи гораздо более эффективно, чем серия лекций на тему «Как уважать старших». Без примера родителей в уважительном отношении стариков ребенок не способен реализовать в себе это качество. В процессе патриотического воспитания в рамках семьи немаловажным является качество отношений родителей ребенка, они играют ключевую роль, но, тем не менее, их актуальность обусловлена качеством отношения детей и родителей к старикам. «Даже самые хорошие отношения мамы и папы не окажут должного педагогического эффекта при условии, если ребенок не имеет правильно выстроенных отношений с бабушками и дедушками. В юном возрасте, когда разум молодого человека начинает укрепляться, и появляется способность самостоятельно анализировать, все эти предварительные условия дают о себе знать». (32) Очень часто родители и педагоги сталкиваются с юношеским отторжением любых нравственных наставлений вместо ожидаемого уважения и следования. Именно родители должны стать для ребенка примером проявления патриотических взглядов, суждений и поведения, иные подходы в патриотическом воспитании молодежи не возымеют должной пользы.
Народная культура и традиции. Во времена глобализма, когда передвижения по поверхности земного шара не являются чем-то очень сложным, и этот факт стал причиной массовых миграций не только по стране, но и по всей планете, порой бывает очень трудно определиться с принадлежностью к определенной национальности. Как бы там ни было, местная народная культура и народные традиции могут сыграть позитивную роль в формировании патриотической настроенности человека. Урбанизация в прямом и переносном смысле отрывает личность от земли с ее качествами и настроениями, по этой причине жители сельской местности проявляют патриотизм в большей степени. Обязанность родителей, системы образования, средств массовой информации, местных властей – помочь человеку приобщиться к народной культуре и традициям. В Росси во все времена на правах полноценных граждан проживали иностранцы, как это ни странно, история помнит десятки имен славных примеров великих русских патриотов иностранного происхождения – военачальники, деятели науки, искусства и культуры. Даже в современной истории можно найти немало примеров «русификации» иностранных мигрантов даже из стран никак не граничащих с Россией. «Географическое расположение, климатические условия, природные особенности, историческая память, особенности языка – все это проявляется через народную культуру и традиции, влияя определенным образом на тех, кто к ним приобщается». (33) В современном мире невозможно не иметь совсем никакого отношения к зарубежной культуре, которая в «экспортном варианте» больше предназначена для развлечения. Тем не менее, отказываясь от отождествления себя с родной культурой, человек отказывается от важных функциональных качеств своего самосознания как личности.
Качество системы образования. Под системой образования, подразумевается система государственного образования. Государство предоставляет гарантированное системное образование своим молодым гражданам, преследуя главную цель – воспитать определенным образом новое молодое поколение. Если частное образование нацелено лишь на передачу академического знания, то государственная образовательная система занимается также и формированием определенных гражданских качеств у своих воспитанников. По большому счету, патриотическому воспитанию в школах и вузах должно уделяться внимание наравне с основными научными дисциплинами. «Патриотическим воспитанием молодежи не должны заниматься случайные люди или преподаватели основных предметов в качестве дополнительной академической нагрузки. При отсутствии должного патриотического воспитания в семьях воспитание в школах и университетах остается последним шансом для молодежи». (34)
Религиозные традиции и воспитание. Как было замечено ранее, атеизм является скрытой проблемой в патриотическом воспитании молодежи. Духовность, почерпнутая из религиозной культуры, служит нравственной почвой, из которой произрастают многие благостные качества, в том числе и патриотизм. «Неверующий или отрицающий Бога как высший контролирующий фактор человек, как правило, необязателен в выполнении своих обязанностей и долга, непоследователен в убеждениях и поступках. Атеистом движет прагматизм и холодный расчет в достижении поставленных целей, в то время как верующий человек уделяет внимание не только результатам, но и качеству деятельности по их достижению». (35) Религиозные нормы и духовное воспитание человека сближают его самого и всю его деятельность с интересами социума, родной земли, государством. Во всех авторитетных религиозных школах указан постепенный путь к высшему духовному совершенству через должное исполнение своих гражданских обязанностей в духе служения Богу. Рассматривая религиозные традиции и воспитание как один из факторов, влияющих на формирование личности, необходимо заметить, что все экстремистские организации не обходят стороной «религиозное воспитание». Они эксплуатируют невежество своих воспитанников, прививая им под видом религиозной нравственности ненависть к иноверцам и инакомыслию. Необходимо понимать, что истинный патриотизм характеризуется качественной целостностью и не имеет ничего общего с экстремизмом, фашизмом или национализмом.
Влияние СМИ. Один из наиболее влиятельных факторов. «Средства массовой информации являются самым действенным инструментом для формирования общественного мнения. Именно этот инструмент был использован западными правительствами при разрушении Советского Союза. Было сформировано необходимое общественное мнение, и общество позволило развалить себя без особого сопротивления». (36) В настоящее время большинство СМИ никак не управляются Правительством России, что соответствует современным представлениям о демократии, созданным самими же СМИ. Современные средства массовой информации способны не только продвигать выгодную им точку зрения на то или иное событие или явление, но и просто выставлять заведомо ложную информацию с целью ввести в заблуждение народные массы. Информационное оружие способно сбить с толку даже определившегося и устоявшегося патриота.
Влияние интернета. Современный интернет – вот еще один вид мощного информационного оружия. Многие СМИ теперь имеют свои электронные версии в сети интернет, где взаимодействия с читателями и зрителями происходит в разы быстрее, чем в реальном мире. Некоторые телевизионные каналы появились и стали известными именно в интернете. Наряду с ними отдельные граждане, склонные к публицистике и политике, создают свои собственные мини-СМИ – блоги, порой достигая невероятных успехов, собирая многотысячные аудитории. Правительство пытается установить какой-либо контроль на этой территории, но пока результаты оставляют желать лучшего. Наряду с информационной обработкой сознания в сети интернет имеют место разного рода игровые порталы, которые буквально ввергают российскую молодежь в игровую зависимость. В наши дни можно наблюдать целые поколения молодых людей, которые были воспитаны какой-либо сетевой компьютерной игрой. Безнаказанное распространение порнографии и пропаганда гомосексуализма калечит судьбы миллионов российских подростков. Борьба с перечисленными выше явлениями даже на государственном уровне не способна защитить подрастающее поколение от морально-нравственного развращения. Необходимо проводить настолько эффективную работу по привитию ценностей и воспитанию патриотизма в привычной для нас реальности, что она могла бы привлечь к себе внимание даже тех, кто, казалось бы, был уже обречен на гибель как личности из-за сетевой зависимости.
Популярная культура. Невозможно представить современную жизнь без ее популярной культуры. Современная музыка и шоу-бизнес, кинематограф и литература, телевидение – все это зародилось в западном мире, как результат доминирующих гедонистических настроений, запросов общества праздного характера. Наибольший вклад в развитие индустрии развлечений внесли США. В наши дни можно наблюдать такое явление, когда пользователи сети интернет обращаются к поисковому ресурсу с таким запросом: «Порекомендуйте какой-нибудь фильм со смыслом». Буквально это означает, что найти фильм действительно стоящий, который наполнил бы своего зрителя чем-либо полезным или, хотя бы, заставил задуматься, в принципе очень сложно – единицы из тысячи. Тоже касается издаваемых огромными тиражами книг, сотен телевизионных программ, песен и прочего. Гедонизм – стремление жить только ради удовлетворения чувств и желаний – стал определяющим фактором в развитии также и нашего современного искусства и культуры. Песни без содержания, фильмы и книги без смысла, телепередачи, доводящие зрителя до состояния депрессии – все это давно стало приемлемой нормой. На центральных каналах телевидения, которые должны прислушиваться к пожеланиям государственной власти, русская народная культура определяется одним емким словом «неформат», имеется в виду, что современному человеку это никак не интересно, поэтому рекламодатели не решатся размещать рекламу в неформатном эфире. Для артистов, которые всеми силами стараются сохранить многовековую народную традицию, русская народная культура давно стала предметом личной ответственности.
Экономический уровень. Очень часто экономические трудности становятся причиной патриотического вдохновения. Однако постоянный низкий жизненный уровень наоборот является причиной упадка патриотических настроений в обществе. «Высокие налоги, коррупция, воровство бюджетных средств, вывод капиталов страны за ее пределы, торговля национальными ресурсами с ущербом интересов народа – все эти явления разрушают не только саму экономику, но и уничтожают авторитет государственной власти, что приводит к устойчивому нежеланию народных масс принимать участие в государственных процессах, общественной жизни, жертвовать последними личными ресурсами во имя пресловутых сомнительных целей».
Государственная политика. Нравственно-патриотическое воспитание молодежи во многом зависит от политической воли Президента и Правительства Российской Федерации. Очевидно, что проявление этой политической воли не должно носить временный характер, для чего нравственно-патриотическое воспитание молодежи должно стать частью общенациональной идеологической концепции. Однако, как уже говорилось ранее, доминирующая в стране идеология запрещена статьей Конституции РФ (1 гл. 13 ст.). «Конституция была принята еще в 1993 году, а ее написание происходило при активных консультациях со «специалистами по демократическому праву» из США». (37)
____________________________________
- (32) Питченко Д.А., статья «Домик нашего ребенка», 2011, сайт http://pitchenko.ru
- (33) Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Российская академия образования, М.: Просвещение, 2011, с. 211.
- (34) Щетинин М.П., «Объять необъятное: Записки педагога». – М.: Педагогика. 1986. – с. 102.
- (35) Питченко Д.А., статья «Вера и Отечество», социальный проект «Новая Эпоха», сайт http://novaya-epoha.ru
- (36) Стариков Н.В., «1917 - Разгадка русской революции», Изд. дом Питер, 2012, с.14.
- (37) Питченко Д.А., статья «О необходимости общенациональной российской идеологической концепции», 2014, Социальный проект «Новая Эпоха», сайт http://novaya-epoha.ru