Общественная молодежная организация «Новая Эпоха» из г. Москвы, занимающаяся нравственно-патриоти¬ческой воспитательной деятельностью, разработала и широко использует эффективную методику патриотического воспитания в рамках «Концепции развития личности». Сутью этой концепции является параллельное развитие внутренних и внешних качеств человека, его личностное и социальное развитие, причем социальные рамки ничем не ограничиваются (семья, трудовой коллектив, нация, государство, международный уровень). Студентам не навязывается какая-либо готовая нравственная модель, а предлагается самостоятельное конструирование собственной модели нравственных и духовных ценностей с использованием высокоэффективных психологических инструментов. Причем сама методика конструирования построена таким образом, что гарантированно приводит к заведомо правильным результатам.
Концепция развития личности учитывает такую особенность в нравственном воспитании личности, как пошаговость. Рост личности связан с постепенным ростом принятия ею ответственности. Человек не может принять и исполнять ответственность более высокого порядка, не реализовав себя в исполнении ответственности предварительного уровня».
Целостная личность. Это означает, что человек имеет определенную систему ценностей не противоречащую общечеловеческой и следует ей как на словах, так и на деле. Это первый уровень воспитания личности, который позволяет воспитаннику выйти из состояния депрессии, приняв ответственность необходимого минимума – лично за себя. В состоянии депрессии, когда человек не способен проявлять ответственное мышление и поведение за самого себя, тем более не возможно проявление ответственности более высокого порядка.
Семейственность является следующим уровнем проявления ответственности. Человек, реализовавший себя как целостную личность, готов принять ответственность более высокого порядка – обзавестись семьей и начать проявлять заботу не только о себе, но и своих близких.
Патриотизм в полном смысле этого понятия способен проявиться в умонастроении и поведении личности, предварительно реализовавшей себя на уровнях личной и семейной ответственности. Патриотизм истинный, наполненный неподдельной любовью к родной земле и проживающему на ней народу – именно о патриотизме такого качества идет речь, когда говорится о нравственно-патриотическом воспитании на государственном уровне.
Здесь очень важно заметить, что представления о патриотизме в наше время весьма размыты, поэтому с патриотизмом часто путают проявления вульгарного национализма. Необходимость отождествления себя с некой социальной или национальной группой сидит глубоко в подсознании человека. Отсюда и проявляет себя тенденция внешних обозначений по национальному, политическому или географическому принципу. Личность, находящаяся в состоянии глубокой депрессии, не уважающая саму себя, не способная взять ответственность за своих близких, никоим образом не готова мыслить категориями патриота и действовать как патриот. Одноразовые мотивирующие мероприятия с целью приподнять патриотический дух в массах не обладают длительным эффектом, максимум, что они дают – разогревают эмоции националистического характера. Например, миллионы людей рукоплескали факту присоединения Крыма, но лишь единицы из них готовы со смирением и должным пониманием переносить все тяготы и лишения, связанные с подъемом экономики нового региона и введенных в результате против России западных санкций.
По завершению празднования 70-летия Великой Победы, были проведены два социологических исследования – анкетирование школьников, учащихся 9-ого класса в пос. Марфино Мытищинского района Московской области и выпускников молодежного проекта «Лидер Новой Эпохи», г. Москва. Результаты исследования показали, насколько активное участие принимала наша современная молодежь в праздновании столь важного по значению события в истории нашего Отечества. Активное участие – имеется в виду участие в параде, в праздничных мероприятиях, встречах с ветеранами, акции «Бессмертный полк» – принимали:
- школьники – 99%,
- выпускники молодежного проекта – 74%.
Однако необходимо заметить, что более высокие показатели у школьников еще не говорят о более высоком осознании Дня Победы как важной исторической вехи в истории нашей страны. Дело в том, что участие школьников в праздновании в первую очередь обусловлено обязательным вовлечением каждого школьника в процесс нравственно-патриотического воспитания в рамках мероприятий государственной системы образования. В то время как выпускники проекта «Лидер Новой Эпохи» в добровольном порядке прошли курс обучения нравственно-патриотического воспитания и приняли участие в праздновании Дня Победы опять же на добровольной основе, проявив собственную инициативу. Кроме того, необходимо учитывать возраст участников социального опроса: школьники – 14-15 лет, выпускники молодежного проекта – 18-28 лет, что опять же указывает на более взрослую осознанность выбора ребятами постарше.