Нравственно-патриотическое воспитание молодежи на государственном уровне не должно превратиться в единовременную разовую программу, о которой в недалеком будущем могли бы говорить в прошлом времени. Деградация духовно-нравственных ценностей в настоящее время глубока и масштабна. Для того, чтобы отдельно взятому человеку оставаться духовным и нравственным, ему буквально приходится сражаться за это право с духовно и нравственно деградировавшей социальной системой. Пропаганда низменных «ценностей» имеет много миллиардные бюджеты, в тысячи раз превышающие государственные вложения в программу нравственно-патриотического воспитания.
В работе по нравственно-патриотическому воспитанию ни в коем случае нельзя ставить цели поверхностного характера и довольствоваться их временным и мнимым качеством. Недостаточно в качестве результата в воспитательной работе иметь пусть и массовые, но все же временные проявления патриотизма. Любой морально неустойчивый человек может быть замотивирован идеей или фактом патриотического характера, при этом он естественным образом проявит свой патриотический настрой в форме высказывания или даже действия, что неискушенным сторонним наблюдателем может быть воспринято как проявление патриотических качеств. В этом заключается основная и самая распространенная ошибка в деле нравственно-патриотического воспитания.
Для воспитания патриотов высокого качества требуются воспитанники с заранее прорисованной в их характере духовно-нравственной целостности. Процесс воспитания должен проходить в обществе единомышленников и начинаться с обсуждения и принятия основных общечеловеческих ценностных параметров. Ценности не должны навязываться воспитателями, а добровольно приниматься в процессе открытой дискуссии. Специальные тренинговые программы должны помочь воспитанникам закрепить свои ценности на практике. Очень важно, чтобы ценностные параметры не оставались пустым звуком, а становились поведенческими установками. Личность, которая придерживается системы общечеловеческих ценностей на трех уровнях реальности: в мыслях, на словах и в поведении, называется целостной личностью.
Человек, являющийся целостной личностью, имеющий должную ответственность за самого себя, готов к принятию ответственности более высокого порядка – ответственности за своих близких, то есть, готов к качественной семейной жизни. Налицо социальная полезность гражданина, обладающего таким высоким уровнем сознания и ответственности. Именно таких внутренних качеств молодые граждане имеют все шансы быть воспитаны как истинные патриоты.
Совершенно очевидно, что полезные результаты в воспитании такого высокого уровня никогда не будут достигнуты, если к выполнению этой деятельности будут привлечены дилетанты, а методы воспитательной работы будут носить формальный характер.
Реализация задач по нравственно-патриотическому воспитанию молодежи на государственном уровне не должна носить стихийного характера или не иметь под собой научной основы. Государственные программы по воспитанию молодежи явно выиграют, если привлекут к сотрудничеству представителей науки и квалифицированных общественных деятелей, уже имеющих большой опыт в реализации проектов по нравственно-патриотическому воспитанию молодежи. В патриотически воспитанных кадрах в первую очередь должны быть заинтересованы правительство, государственные учреждения, армия, система образования, органы внутренней и внешней безопасности, организации науки, культуры и спорта, обычные трудовые коллективы.